Первое впечатление от Катманду было не очень приятное, зато очень интересное. Северной границей города является хребет Ганеш-Химал, поэтому столица не имеет возможности расширяться. Невероятная скученность населения, а устаревший дизельный транспорт, преимущественно индийского производства, создает мощный смог. Далеко не все дороги заасфальтированы, улицы узкие и грязные.
Среди малолитражек, авторикш и бродячих животных ходят уличные торговцы с подносами и «святые люди» — садху. Последние все время «на своей волне», в поиске индуистской истины. Они производят сильное впечатление: бородатые, годами не стриженные, прикрытые клочками на бедрах, богато украшенные венками, с разрисованными лицами и окутаны дымом от трубок с ганджею (легкий наркотик). Можно увидеть и отстраненных буддийских монахов в темно-красных накидках, хотя их немного. Непальские женщины носят по большей части красные сари и золотые украшения, и только в случае вдовства начинают отдавать предпочтение одежде белого цвета — траура.
Люди низкорослые, темнокожие. Многие из них похожи на индейцев, хотя встречаются и явные монголоиды, близкие к тибетцам. Бросаются в глаза «только» — красные пятнышки на лбу. Они свидетельствуют, что человек совершил паломничество.
Водители обклеивают машины изображениями своих мистических покровителей. Служители закона ведут подозреваемым перед допросом к скульптуре бога Круг Бхараиба, темной инкарнации Шивы: этому божеству нельзя врать…
Что же до архитектуры, то она представлена преимущественно средневековыми храмами местного стиля невари. Катманду считается одним из самых красивых городов Южной Азии благодаря уникальному симбиозу буддийских монументов, похожих на широкие японские или китайские пагоды. Сами же непальцы глубоко убеждены, что пагоды впервые построены именно в их стране. Можно подняться вплоть до верхней части храма мимо фигуры священных львов и других зверей — «охранников покоя». Сверху встретите нищих и обезьян (те и те довольно дерзкие). Зато попасть внутрь пагоды для иностранца почти невозможно.
В центре города поражает бедность простых домов и невероятная роскошь госучреждений. Министерства занимают огромные площади. Зажиточные кварталы обнесены высокими стенами для защиты во время голодных бунтов. Дом американского посольства растянулся на целый квартал и выглядит массивной бетонной крепостью. Королевский же дворец Нараянхити-Дурбар построен в форме гигантского индуистского храма.
Средоточием культурной жизни столицы — это площадь Ханумандока, названная так в честь бога обезьян Ханумана. Здесь до своих подданных с балкона обращается монарх и проходят главные национальные и религиозные праздники. Одна из главных прелестей — маленькое помещение с синими стенами, где живет земное воплощение индуистской богини Кумари, то есть обычная земная девушка, которая избирается религиозными лидерами и исполняет роль богини до своего шестнадцатилетия. Верующие собираются во дворике неподалеку, и кому повезет, через несколько часов ожидания могут увидеть священную существо в окне на втором этаже.
Удивили большие лужи крови перед некоторыми храмами в Катманду и безнадзорные домашние животные на их территории. Как выяснилось, Непал — среди немногих стран Азии, где до сих пор широко практикуются ритуальные жертвоприношения. Прежде всего — ужасному богу-разрушителю Шиве. После убийства животного ее кровью мажут идолов. Обычно жертвуют кур и коз, но такая участь может постигнуть и крупных диких зверей. Подавляющее большинство непальцев хотя бы несколько раз совершали такой ритуал или дарили живность храмам — так здесь благодарят богов за осуществление мечты.
Совсем другая, умиротворенная атмосфера царит в районах, где собираются на взимание ритуалов сторонники буддизма. В городе действуют две их огромные ступы. Это архитектурные комплексы Сваямбунатх и Будданатх.
Первую еще называют «храмом обезьян» через огромные толпы приматов, оккупировали ее окрестности. Находится Сваямбунатх в окружении еще нескольких индуистских и буддийских храмов на одной из гор на западе Катманду. Подведены синим глаза Будды, смотрящие во всех направлениях на долину и верующих с пагоды, считаются символом Непала и его столицы. Золотая ступа окружена молитвенными мельницами и символами буддизма и индуизма. Она привлекает представителей обеих религий. В Непале эти религии родственны, разве что в регионах у индийской границы можно встретить сторонников «чистого индуизма» и заметить деление населения на касты. Со смотровой площадки возле Сваямбунатху открывается прекрасный вид новых кварталов.
Что касается ступы Будданатх, то она, находясь в пригороде, привлекает гораздо больше туристов и паломников, чем остальные храмов города, вместе взятых. Крупнейшая постройка Непала поражает величием. Будданатх стоит на трех белых платформах и достигает в радиусе более 110 метров. Он опоясан длинными веревками с разноцветными флажками. Вверху имеет сферический купол и тринадцать золотых ступеней, символизирующих этапы на пути к нирване. Цвета флажков означают пять элементов окружающей среды: голубой — небо, белый — вода, красный — огонь, зеленый — воздух, а желтый — земля. Верующие обходят храм несколько раз по часовой стрелке, образуя «кору» — молитвенное круг. Вокруг Будданатха возведены дома в тибетском стиле (гомпами), на первых этажах которых продают буддийские гимны на дисках, фотоальбомы и календари, утонченные изделия из золота и менее благородных металлов.
Для того, чтобы прокомментировать данный материал вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.